Монгольская овчарка
Речь пойдет о монгольской овчарке банхар, предполагаемый возраст породы которой доисторический. Эта порода считается монгольской по территориальному происхождению. Пользовательные качества породы универсальные: ее анатомические и психические возможности позволяют ей быть пастушьей, сторожевой, охотничьей, гужевой и упряжной собакой.
Из истории породы
Культура монголов изобилует сведениями о собаках, причем на самом высоком уровне. В словаре монгольского языка слово Нохой - (собака) имеет 142 (!!!) значения, в которых, выражаясь современным языком, есть понятия о кинологии, собаководстве, селекции. Ни в одном языке мира этого нет. Это говорит о том, что в древности у монголов была богатейшая культура развитого собаководства. Специалисты высшего пилотажа, по-монгольски "нохойч", могли управлять на облавных охотах одновременно сотнями и тысячами собак! Об этом писал еще Марко Поло. Потом постепенно облавные охоты утратили свою актуальность, а вместе с ними ушло то высочайшее мастерство массовой синхронной дрессуры собак. Но язык сохранил память об этом.
Изображения монгольских банхаров встречаются на петроглифах, на могильных камнях, в прикладном искусстве, в скульптуре, в религиозной живописи. О них говорят в монгольских легендах, в шаманских призываниях, в песнях-сказах улигеров, в поэмах, в юролах-благопожеланиях. Они есть в традициях содержания, воспитания и захоронений самих собак, и даже в государственных законах, защищающих собак. В историческом законодательном документе "Халхасский Кодекс Монголии" имеется пункт закона, в котором сказано: "Нельзя убивать здорового коня, белокурого гуся, змею, лягушку, турпана, козленка антилопы, жаворонка, собаку. А человек - свидетель убийства, - был вправе забрать лошадь у нарушителя". В этом же документе постановлялось, что к неприкосновенному для чиновников и кышыктенов (типа полицейские) имуществу причислялись собаки "Банхар", "Тэйган", "Шарайд", а к имуществу, не отбираемому у простого человека, - банхар или его щенок, как самой распространенной собаке. Также при убийстве сторожевой собаки расплачивались двухгодовалым бычком.
В монгольских законах того времени, таких, как "Кодекс монгольских ойратов" и "Общественный строй Халхи" 1709 года, имелись указания, запрещающие бить и убивать собак.[1]. Таким образом, тот факт, что человек не имел права посягать на собаку в качестве чужого имущества, показывает, что еще с давних пор монгольская овчарка была любима и оберегаема монголами. К тому же до конца жизни МО банхар была верна своему хозяину, плохо переходила и тяжело привыкала к другому хозяину. Известно немало случаев, когда после смерти хозяина или его отъезда навсегда, банхары умирали от тоски.
Такое особенное почитаемое отношение у монгольского народа МО банхары заслужили за исключительную храбрость и умение противостоять и побеждать самого опасного хищника на Земле - волка.
Убийство собаки было делом не богоугодным. Ни в одной стране мира этому нет аналогов. Таким образом, в полном объеме подтверждается исторический, этнографический и государственный (именно Монголии) статус монгольской овчарки банхар.
Этимология монгольского слова "нохой" - собака, имеет корни от слова "нохор" - первый товарищ, близкий друг человека.
В народной медицине от монгольской овчарки использовали желудочный сок и составные ферменты слюны: лизоцин и муцин.
В наше время достаточно древними считаются такие породы как САО(среднеазиатская овчарка), КО(кавказская овчарка) и ТМ (Тибетский мастиф). Но ни у одной из этих пород нет признаков древности, реликтовости, атавизма или уникальности. Хотя, отдельные признаки фенотипа некоторых групп аборигенных кавказских овчарок (очки на глазах), оставляет за собой право на сбор доказательств исторического происхождения породы. Не обнаружено также ни одного древнего устного или письменного источника с описанием этих пород собак, особенно в период шаманизма, как периода исторического происхождения. Зато в фольклоре алтайских и монгольских шаманов с центральноазиатских территорий, призывания Духа Собаки - охранительницы очага, описывают одну и ту же собаку, - "черного очкарика" с "красными и узкими глазами", и с "пророческими способностями". Происхождение монгольских овчарок идет из центра Азиатского континента, это видно по многим адаптивным биологическим особенностям, свойственным животным этих территорий. Вот что говорится в одном из призываний о собаке, записанном ученым-историком, поэтом и действующим реальным шаманом К.Л. Монгушем:
"Ты предана своему хозяину,
Лежишь у порога, ведя службу охраны юрты.
Ты собака, хранительница верная стоянки.
Ведешь наблюдение за стадом домашнего скота.
Стоишь там скрытно, куда мог бы явиться волк по тропе.
Чуть заметишь шорох, сразу киваешь головой и лаешь.
Лежишь там крепко, закрывая всем телом дорогу беды.
Стою и пою, призывая собачью душу своими алгышами.
Воображаю, что глаза твои в каких-то очках,
Морда твоя предчувствует дурной запах беды.
Близость страха заставляет тебя выть протяжно,
Близость грозы заставляет тебя выскочить быстро.
Хвост твой красуется мохнатым гнездом дивно,
В твоих ушах серьги чудны и зрелищны.
Мухортая собака, шерсть у тебя темна и бархатна.
Ищу твою душу, зову твою душу, запевая свои алгыши".
Еще одно описание, обращенное к духу Амырга-Моос (видимо так звали эту собаку):
Ты, Амырга-Моос, дух для охраны спокойствия.
Ты, сидячий дух, и днем и ночью очаг мой караулишь.
Ты, Амырга-Моос, всегда бываешь со мной рядом.
Ты сидишь у горящей головни в день жаркий и пасмурный.
У тебя глаза красные, как красные шарики шуру.
У тебя вид красивый, словно красной краской нарисован.
Ты, мой Амырга-Моос, сверкаешь золотым украшением.
Ты, мой Амырга-Моос, верный духу стоянки моей юрты.
А в следующем отрывке из шаманского призывания есть подтверждение того, что эта собака была монголоидом, как и все древние аборигенные животные Центральной Азии, главная черта которых узкие косо поставленные глаза, как климатическая территориальная защита от инсоляции, пыли, холода. Из алгышей шаманки Аскак, посвященных духу Адыг (медведь): Здесь медведь как сравнение с собакой, видимо, по размерам или абрису. В целом из всего текста алгыша по описанию поведения животного понятно, что речь идет именно о собаке:
Милы мне твои глаза, когда они узкими становятся.
Смешны мне твои ноздри, когда они свистят.
Ты, мой Медведь, имеешь сероватые уши.
Ты, мой Медведь, пророком предсказываешь.
Практически, в этих алгышах описание породы собак, дошедшей до наших дней сквозь тысячелетия. Тут есть и описание экстерьера и образная характеристика служебных достоинств. Здесь отличительные особенности экстерьера, - это "очки" на глазах, "красные глаза", хвост "мохнатое гнездо", "узкие (монголоидные) глаза". Все эти физические признаки уникальности и атавизма, как доказательства исторического и территориального происхождения, сохранились у монгольской овчарки до наших дней.
Основой для версии доисторического происхождения являются "очки" на глазах МО банхаров. Все реликтовые животные, сохранившиеся до наших дней имеют эти "очки" на глазах, которые служили им, как отражатели усиленно яркого свечения солнца и повышенного радиационного фона планеты Земля в доисторический период, по сравнению с нашим временем. Все исчезнувшие доисторические животные (рукокрылые, земноводные, млекопитающие), происходящие с азиатского континента, имеют такие же "очки-отражатели" на глазах.
В XVIII веке царский энциклопедист В.Н. Татищев, используя сведения, полученные от купцов и путешественников сообщал, что "Волки в Сибири находятся трех родов: 1) Черные, подобны самой черной собаке, токмо под горлом бело и шерсть мягче серых. Оные весьма в диковинку, их купят рублей по 10 и до 15. 2) Белые, лутчие туруханские для их мяхкой и белой шерсти, купят рубли по 4 до 7, число их редко до 200 бывает. 3) Серые, оных везде много, однакож студенейших мест лутчие и продаются от рубля и по дву, а степные меньше рубля".
Биологи считают, что черных волков не бывает, бывают волки, метизированные с черными собаками, тем более, в Сибири. Даже если бывают, так называемые, "меланисты", то они - исключение из правил, но не порода черных волков. Здесь речь идет о черных волках, у которых белое пятно на груди. Допустим, своеобразное описание шкуры монгольской овчарки - "мухортая собака, шерсть у тебя темна и бархатна" принять за качественную характеристику меха. Затем предположить, что тамошние волки метизировались с монгольскими овчарками, или это и были монгольские овчарки, потому что по экстерьеру эти собаки волкообразные. В результате чего получились те "черные волки", "токмо под горлом бело", с высококачественным мехом, который в 15 раз дороже шкуры серого степного волка. И все это - с учетом современных гистологических исследований МО-банхара, подтверждающих высокое качество ее шкуры, то все срастается. Эта маленькая историческая "справка от Татищева" косвенно доказывает и существование монгольских овчарок на территории Сибири, и подтверждает высокое качество меха этих собак, сохранившееся до нашего времени.
В этом деле есть один момент, с которым предстоит разобраться. Исходя из вышесказанного, прямая метизация волка с монголяткой дает в первом поколении фенотип в пользу монголятки. Если, условно, принять подвид canis lupus за старший в биологическом виде canis против canis familiaris. То не срастается версия происхождения домашней собаки от волка. Получается, вроде как, наоборот. Но, можно также сделать смелое, хоть и фантастическое на сегодня предположение, что монгольский банхар - это вид собственный. Гистологические исследования МО банхара показывают отсутствие жиропота на поверхности кожи, следовательно отсутствие запаха кожи и шерсти, но у всего семейства псовых жиропот на коже есть, и особенно резкий специфический отталкивающий запах имеют волки, как и все хищники на Земле. Предположительно, это один из факторов в пользу того, что МО банхар не происходит от волка, но, возможно, состоялся в историческое время как вид собственный.
Мало кому известно, что, начиная с 1932 года до 2-ой мировой войны, монгольские овчарки состояли на службе в сибирских войсках НКВД. Но в архивах НКВД сохранились бесценные доказательства службы монголяток. В 1937 году на 3-ей Краевой выставке Восточной Сибири в г.Иркутске, в которой принимали участие более двухсот собак региона, монгольские овчарки, принадлежащие колхозным пастухам и питомникам НКВД взяли все Золотые и Серебряные медали. "Монголята" были высоко оценены на охранной и следовой службе, а также за свою неприхотливость к условиям сурового края.
Служебные качества монгольской овчарки таковы, что они могут работать как ниже минус 40, так и выше плюс 40 градусов по Цельсию, потому что порода культивировалась на протяжении тысячелетий именно в резко-континентальном климате Гобийской части Монголии.
Кто, кроме монгольских овчарок, сможет собрать в кучу во время пыльной бури или снежной пурги, и провести на хоттон-стойбище тысячи растерянных и ослепших от пыли и снега овец?
Биологически-хозяйственные особенности монгольских банхаров наряду со всеми номадными позволяют им круглогодично работать по охране и управлению скотом, к тому же способными самостоятельно добывать себе пропитание охотой, - все это в качестве незаменимого помощника человеку.
В новой ситуации перехода к рынку и, практически исчезнувшей государственной поддержки аграрного сектора экономики, возникает проблема обеспечения населения экологически чистой, без использования генетически модифицированного материала, сельхозпродукцией. С этой точки зрения наиболее выгодно номадное животноводство, которое являлось основой традиционного природопользования кочевых народов Азии.
Общей особенностью номадного животноводства является то, что многие виды аборигенных животных относятся к исчезающим и редким, вследствие бессистемной метизации их другими породами и беспородными собаками.
Если разведение монгольских овчарок передать на откуп только общественным кинологическим организациям, то оно приведет к безрезультатному размножению в смысле потери уникальных особенностей и универсальных способностей реликтовой собаки. Это может произойти вследствие отсутствия исследовательской базы и штатных специалистов-селекционеров в этих организациях. Поэтому сохранение оставшихся в живых, становится актуальной проблемой, требующей для своего разрешения серьезных интеллектуальных усилий и государственной поддержки.