Сергей Пупков написал(а):А чтобы собачка не была зажата при выполнении навыков, я её глажу и играю, даю лакомство. Контрастный метод!
.
Не могу согласиться, что тот метод, применяемый дрессировщиком в обучающем видео «Сидеть, Стоять», правильно было бы называть контрастным. На мой взгляд, он отличается от действительно контрастного ровно настолько, насколько жёсткий дрессировщик отличается от жестокого. Вроде бы звучит похоже, но смысл разный.
Не спорю, что это достаточно эффективный и универсальный метод дрессировки, но, как правильно отмечали уже форумчане, и он не всем собакам подходит. Всегда при выборе метода дрессировки, нужно учитывать психологию собаки. В ролике видна самая распространённая ошибка при применении контрастного метода - чрезмерная дозировка отрицательного подкрепления. Собака проявляет пассивно-оборонительную реакцию, что свидетельствует о том, что дрессировщик собаку передавливает (пугает, заставляет искать способов избежать дрессировки). Отсутствие видеоподтверждения собственных дрессировочных успехов у оппонирующих, не означает, тем не менее, что они неправы, т.к. литературные источники по теме, в целом, высказываются в пользу их позиции: "Недостаток контрастного метода — возможное столкновение оборонительных и пищевых рефлексов, что приводит к срывам и неврозам, т. е. к нежелательным последствиям в дрессировке". (Арасланов С., Алексеев А. А., Шигорин В. И., Дрессировка служебных собак). Возможно, дрессировщик действительно даёт собаке лакомство (этого я лично не увидела, может проглядела), тогда в ролике наглядно продемонстрирован это самый недостаток контрастного метода, который рано или поздно приведёт собаку к неврозу.
Другая книжка говорит следующее:
"В общем виде формирование навыка имеет несколько этапов:
– конструирование навыка;
– первичная автоматизация, когда действие выполняется с ошибками, медленно и не всегда вызывается командой (умение);
– дезавтоматизация (отмечается не всегда) – ухудшение выполнения действия;
– вторичная автоматизация, когда навык по своим признакам соответствует тому, что мы хотели сформировать".
А так же: "Существенным условием успешности упражнений является медленный темп действий на начальном этапе овладения ими. Преждевременное ускорение уменьшает возможность освоения правильности выполнения". (Гриценко В. В., Теоретические основания дрессировки).
Что показано на видео. Дана команда "Сидеть". Допустим, что механическое придание собаке нужной позы - это конструирование навыка, тогда первичная автоматизация наступает примерно через минуту после начала занятия. И вот тут, вместо того, чтобы продлить этот этап, чтобы у собаки сложилось понимание того, что от неё требуется, дрессировщик начинает ускорять темп обучения и вводить более сильное отрицательное подкрепление. От этого собака теряется, от неё ускользает понимание процесса, соответственно она совершает больше ошибок, что ещё более усиливает отрицательное подкрепление, и круг замкнулся... Наблюдается дезавтоматизация. Понятно, что действия дрессировщика не приводят к желаемому результату, т.к. на момент окончания видео, у собаки так и не остаётся понимания обеих команд, а вторичная автоматизация так и не наступает. Отсюда вопрос: чему обучает это видео? Я бы сделала вывод, что в ролике показаны распространённые ошибки дрессировщиков при обучении собаки командам «Сидеть, Стоять».