На одном из сайтов прочитала статью зоопсихолога Натальи Криволапчук. Вот она:
"1. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. Наследственность бывает: (1) общевидовая и даже в масштабах семейства; (2) породная и (3) фамильная - от конкретных предков.
1.1. Общевидовая наследственность. Хорошо изучена этологами, первейший из которых - Конрад Лоренц. У собаки домашней видовые законы поведения ближе всего к их предкам - волкам, но есть одно важное (еще какое важное!) отличие. Оно состоит в возможности построения особых межвидовых отношений с человеком, аналогов которым в природе просто не существует. Видовые законы поведения относятся, главным образом, к пищедобывательному поведению, а также к территории, социальным отношениям, к ритуальным формам поведения. Эти законы ОБЩИЕ ДЛЯ ВСЕХ СОБАК И НЕ ЗАВИСЯТ ОТ ПОРОДЫ.
1.2. Породная наследственность. Собака – единственное животное, полезные селекционные признаки которого связаны с поведением и возможностями психики. Ради той деятельности, для которой создавалась порода, человек закреплял определенные поведенческие доминанты (преимущественные формы поведения, выбранные из числа общевидовых) и те свойства нервной системы, которые нужны были для успешной полезной работы. И неважно, какая это работа - хоть ве-селить хозяев, как компаньоны. Кроме того, успешная работа обеспечивается и надежным приспособлением к той среде, в которой надо работать. Поэтому породная наследственность сказывается в следующем:
(а) приоритеты тех или иных форм поведения, входящих в число общевидовых (а иногда – и отдельных этапов какой-либо формы поведения, как у охотничь-их собак), а также значимость отношений с человеком;
(б) характеристики поведения: стабильность или гибкость, активность или пассивность и т.п.
(в) тип нервных процессов (он не полностью сводится к темпераменту);
(г) состав и особенности интеллектуальных возможностей (например, многофакторный анализ, соотношение прогноза и экстраполяции и т.п.).
1.3. Фамильная наследственность. Она определяется закрепленными в кон-кретном генотипе доминантными и рецессивными генами, переданными предка-ми. Наиболее значима наследственность тех четырех поколений, которые записаны в родословной, но есть вещи, которые передаются и двадцать, и тридцать поколений. Когда вопрос о фамильной наследственности возникает на практике, то уточнить это можно у разведенцев, которые знают хотя бы десять-пятнадцать поколений предков, что было в боковых ветвях, какие инбридинги нежелательны и т.п.
Поскольку психическая наследственность и морфологическая (экстерьерная) тесно связаны между собой – это диктуется законами приспособления, то бишь, эволюции, то ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО оценить соответствие задатков психики типичному психотипу породы можно по выраженности породного экстерьера. Кстати, если почитать стандарты породы глазами зоопсихолога, то можно убедиться в том, что многие требования к породе отражают именно функциональную сторону и психические возможности породы.
Известен список тех отклонений, которые заставляют подозревать наличие рецессивов в психике.
ОСОБОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: ни страхи, ни агрессия, ни характер отношений с хозяевами НАСЛЕДСТВЕННО НЕ ПЕРЕДАЮТСЯ! Это ПРИНЦИПИАЛЬНО ПРИЖИЗНЕННЫЕ приспособления к реальным условиям жизни, что еще в середине двадцатого века отлично показали бихевиористы.
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАВОДЧИКА. Совершенно верно, что выбирать надо первым делом заводчика, а уж потом – кого-то из его щенков. Или не из его…
Уже в первый месяц жизни собаки происходят очень интенсивные процессы развития психики. Прежде всего, развивается сенсорное восприятие, а это не только и не столько органы восприятия (глаза, уши, кожа, нос), но больше всего - АНАЛИЗАТОРЫ В МОЗГУ. Программы, по которым работают эти анализаторы, будут потом определять интеллектуальные возможности собаки на всю жизнь вперед, а они формируются НА ТРЕТЬЕЙ-ЧЕТВЕРТОЙ НЕДЕЛЕ ЖИЗНИ! Пространственное восприятие (определение направлений и расстояний, вплоть до неспособности двигаться по прямой – реальный случай из нашей практики) закладывается еще в гнезде, ДО КОНЦА ВТОРОЙ НЕДЕЛИ ЖИЗНИ! Поэтому совершенно не все равно даже то, как устроено и где помещается родильное гнездо, которое и нужно-то максимум две недели. Еще важнее то, имел ли возможность щенок ознакомиться с нормальной жизнью в квартире – ведь попав к хозяину, он будет слышать телефон и телевизор, видеть обыкновенную жизнь людей и просто их перемещения по квартире… ой, неспециалисту трудно даже себе представить, какое количество психических нагрузок обрушивается на щенка! А если он НИЧЕГО из этого не знает и не видел, как ему быть? По законам природы, все неизвестное воспринимается как потенциальная опасность – следовательно, дитя живет в постоянных тяжелых стрессах (стрессы самосохранения, по понятным причинам, тяжелейшие из всех возможных).
Представьте себе, что Вас вдруг перенесли в джунгли Амазонки. Причем сделали это, во-первых, без Вашего ведома, а во-вторых, с неизвестной Вам целью. Вы там не знаете ничегошеньки – какой звук предвещает опасность и какую именно, что делать в случае появления змеи, а что – при появлении ягуара… Где спрятаться, что поесть… Словом, Вы понимаете!
3. ТЕСТЫ (кроме теста Кэмпбелла существует еще добрая дюжина других, а плодятся они, как кролики).
Анализировать каждый из тестов с точки зрения их ИНТЕРПРЕТАЦИИ можно, но больно уж хлопотно.
Приведу только один хорошо известный пример: вырывается ли из рук щенок, перевернутый на спинку. Это интерпретируется как "склонность к доминирова-нию". Не буду говорить о том, что доминирование по отношению к человеку, впервые увиденному, бессмысленно (как и мы не выясняем отношений с прохожими на улицах) и даже о том, что малый ребенок не способен доминировать ни над кем. Скажу другое: на самом деле это не что иное, как АКТИВНОЕ ИЛИ ПАССИВНОЕ САМОСОХРАНЕНИЕ. Живот – очень опасная анатомическая зона, которую любое животное защищает (не случайно детское умиротворяющее поведение выглядит именно как подставление старшему живота), так что щенок естественнейшим образом пытается спастись от опасности. Скажите на милость, какое отношение это имеет к доминированию?
Общее ОГРАНИЧЕНИЕ ВСЕХ ТЕСТОВ состоит в том, что они НИКАК НЕ УЧИТЫВАЮТ ВОЗРАСТА И ЭТАПА РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ. В то же время этапы и периоды развития психики замечательно изучены теми же бихевиористами (кому интересно – модель "поезда Бейтсона"). Щенок в месячном возрасте, если верить данным Британской Ветеринарной Ассоциации, соответствует по развитию примерно годовалому человеческому ребенку, а два месяца щенка - это уже между двумя и тремя годами человека. Способность восприятия и осмысления событий, реакции и типичное поведение будут принципиально разными.
Ну, а о том, что тесты не учитывают особенностей породной психики, многие говорили уже без меня.
Особое примечание: даже простейший тест с ключами дает очень большую информацию о реальной психике щенка, но и он интерпретируется по-разному в зависимости от возраста."
А ВАШЕ МНЕНИЕ?