Многие люди, включая и опытных инструкторов по дрессировке собак, неправильно понимают доминирование над собакой. Есть среди них и такие, которые дают неверную информацию (я бы сказал в какой то мере даже вредную) о том, как вести себя с собакой, которая пытается поставить себя выше хозяина
Некоторые люди не могут подобрать правильный «ключ» в воспитании такой собаки и общении с ней, другие же считают, что только силовое воздействие – это единственный путь решения этой проблемы. К сожалению, есть и такие, которые считают себя изначально «альфой» в иерархической лестнице взаимоотношений человека и собаки, и удовлетворяются только общими методами дрессировки. В большинстве случаев эти подходы не годятся в установлении правильных и необходимых взаимоотношений между хозяином и собакой.
Кроме того, многие люди думают, что это касается только доминирования над собаками крупных пород, а к маленьким собачкам это не имеет никакого отношения. Это тоже в корне неверно. Если большая собака может нанести серьезный урон здоровью взрослого человека, то маленькая может сделать то же самое с ребенком. Попытки любого доминирования собаки независимо от ее размера и породы должны быть устранены, т. е. любая собака должна быть управляемой.
Я сталкивался с очень агрессивными собаками (в основном кобелями) в последние 40 лет. Эти собаки натолкнули меня изучать саму проблему доминирования. Сегодня я рассматриваю эту проблему уже совсем на другом уровне, чем 20 лет назад. Поверьте, очень часто (правда, не всегда) не так уж и сложно управлять собакой в привычной для нее обстановке.
Большинство новоиспеченных владельцев собак допускают ошибки, т. к. не понимают, что собака – это стайное животное, а если и понимают, то не знают как устанавливаются взаимоотношения между членами стаи. Один из лучших способов понять эти взаимоотношения – рассмотреть поведение стаи волков. В стае волков есть альфапара, которая управляет стаей, (вожак-волк и его «супруга»), окруженная родственниками и потомками. Все остальные члены стаи считаются подчиненными. Они подчинены лидерам, но при этом взрослые особи доминируют над более молодыми волками.
Вожак стаи имеет право:
1) есть первым;
2) выбирать наиболее удобное место отдыха;
3) получать внимание от других членов стаи когда захочет;
4) выходить и заходить в логово первым;
5) вести за собой стаю.
Также вожак управляет поведением подчиненных ему животных.
Для собаки, живущей в семье, семья является стаей. Она смотрит на человека, как одна собака на другую, и живет по законам стаи. И только от Вас зависит, станете ли Вы для своей собаки вожаком или нет.
Если Ваша собака рычит, когда Вы или члены Вашей семьи ходите около ее миски, не пускаете ее в свою постель, забираете у нее игрушку для собак, она ставит себя на более высшую ступень иерархической лестницы, пытаясь занять позиции лидера. Очень редко собака младше 8 месяцев проявляет признаки доминантного поведения и агрессии к членам семьи. Фактически владельцы серьезно не сталкиваются с проблемами доминирования до тех пор, пока собака не вырастет, не окрепнет. Наиболее часто эти проблемы возникают, когда собака достигает возраста 12-18 месяцев.
Инстинкт сообщает собаке, когда настало время попытаться занять более высокий ранг в стае (семье). Пока щенок мал, он подчиняется. Но по мере его взросления, если его не воспитывали должным образом или этого воспитания было недостаточно, что довольно частое явление (к примеру, щенку разрешалось спать в хозяйской постели, попрошайничать у стола…), он обязательно попытается стать лидером, отвоевывая это право рычанием и даже зубами. А это уже агрессия и проблемы доминантного поведения Вашей собаки.
Но хотелось бы обратить Ваше внимание вот на что. Очень часто люди путают инстинкт добычи с доминированием. Это абсолютно разные вещи. Когда щенок жует в Ваших руках игрушку и при этом порыкивает – это говорит в нем инстинкт добычи. Он очень хочет отнять у Вас эту игрушку. Когда щенки жили с себе подобными (с братьями и сестрами), они играли между собой и с матерью-сукой, играли зубами. Поэтому, когда щенок попадает уже в человеческую семью, он также продолжает играть со своими новыми членами человеческой стаи. Вот Ваша задача, как владельца, состоит в том, чтобы научить щенка правильно играть и играть по Вашим правилам!
Послушание – первый шаг на пути управления собакой. Просто воспитывая и обучая собаку с первых дней появления ее в Вашем доме, Вы должны утвердить себя на позициях лидера, имеющего самый высокий ранг в «стае». Собака должна занять в Вашей семье самую низшую ступень в иерархической лестнице. Помните, что иерархия – это закон для всех стайных животных. «Высший» член стаи никогда не будет (и не должен) подчиняться тому, кто ниже рангом (как в армии, офицер не подчиняется солдату). Игнорирование закона субординации при дрессировке – основная причина возникновения проблем доминирования. Если дрессировка будет идти с учетом «табеля о рангах», тогда Вы достигнете высоких результатов в воспитании Вашего четвероногого друга и получите самую воспитанную и преданную собаку в мире.
Послушание должно включать 3 фазы:
1) фаза изучения;
2) фаза коррекции;
3) фаза отвлечения.
На первом этапе (в фазе изучения) собака учится понимать значение команд. Помните, что заниматься с маленьким щенком нужно в игровой форме, поощряя правильное выполнение им различных упражнений лакомством или игрушкой. Это означает, что на этом этапе обучения приоритетным является метод мотивации.
На втором этапе, в фазе коррекции, мы вводим корректирующие команды. Если собака не всегда выполняет команды (знакомые ей уже из фазы изучения), вводятся новые, посредством которых собака должна понять, что она сделала не так, неправильно. То есть сейчас уже приоритетным становится не столько метод мотивации, а уже метод коррекции. Но при этом нужно обязательно учитывать и моменты, когда собака не выполнила вашу команду, т.к. не поняла ее.
И на последнем этапе, в фазе отвлечения, мы учим собаку выполнять команды в любых ситуациях. Сначала команды отрабатываются практически до автоматизма в знакомой обстановке (например дома). Потом постепенно увеличивается уровень отвлекающих факторов (на улице, в присутствии людей и других собак). Цель этой фазы – добиться полного послушания собаки независимо от обстановки, в которую она попадает.
Еще хотелось бы сказать вот о чем. Я считаю просто методически неправильным использовать различные формы физических воздействий на собаку (к примеру, использование строгих ошейников и электроошейников) в фазе изучения. Иначе Вы никогда не добьетесь полного взаимопонимания с Вашей собакой, у Вас не установится с ней хороший контакт. Когда собаки, воспитанные в таких жестких условиях (я бы даже сказал жестоких условиях) сталкиваются с высоким уровнем отвлечения, они просто начинают игнорировать Вас и Ваши команды. А этого допускать нельзя!
Люди, которые занимаются воспитанием щенка только в младшем возрасте (примерно до полугода), упускают фазы коррекции и отвлечения. Это приводит к тому, что настает момент, когда собака не понимает, что от нее требуется, а хозяин уже не знает как ее этому обучить. Но при этом хочу обратить Ваше внимание и на то, что фаза коррекции должна начинаться только с 6-8 месяцев, когда у собаки уже нет щенячьей игривости. В щенячьем возрасте (до 6 месяцев) я считаю нужно акцентировать и уделять больше внимания общим командам, главной из которых должна быть команда «Ко мне!». Эту команду щенок должен усвоить одной из первых.
Если же щенок не приносит игрушку, когда Вы его об этом просите, отвлекается, заигрывается с ней, не применяйте «жестких» мер. Подождите до 6-8 месяцев и только тогда уже начинайте настойчиво требовать выполнения своих команд. А до этого времени играйте со своим щенком, при этом одновременно обучая и воспитывая его. Но только в игровой форме!
Когда собака отказывается подчиняться? Только тогда, когда она начинает чувствовать себя выше хозяина.