Тестирование щенков - мифы и реальность
тест уильяма кемпбелла
для проверки психики у щенков в возрасте от 30 до 49 дней (не позднее). важно! тесты должны проводиться компетентным специалистом, которого (в идеальном случае) щенки никогда не видели. тест должен проводиться в незнакомом щенкам помещении и в такое время дня, когда они наиболее активны. каждый щенок проверяется отдельно, - это поможет избежать искажений, потому что в противном случае на результат повлияет уверенность, которую может придать щенку присутствие собратьев.[/color]
тест 1. контактность.(социальное притяжение)
войдя в помещение, тестирующий сажает щенка на середину комнаты и делает несколько шагов в сторону двери. затем садится на корточки и рукой манит к себе щенка. степень контактности, доверчивости и самостоятельности щенка определяется по тому, подходит ли он к человеку и как:
а-подходит немедленно, хвост поднят, скалится, хватает руки зубами ;
в-подходит без задержки, хвост поднят, лает ;
с-подходит без задержки, хвост опущен ;
д-подходит медленно, хвост опущен ;
е-не подходит .
тест 2. следование за человеком.
человек удаляется от щенка нормальным шагом. по манере сопровождения или не сопровождения определяется степень независимости характера щенка:
а-идёт с готовностью рядом, хватает тестирующего за ноги, хвост высоко поднят ;
в-идёт с готовностью рядом, хвост высоко поднят ;
с-идёт за человеком с готовностью, хвост держит низко;
д-идёт медленно, хвост держит низко ;
е-за человеком не идёт, уходит от него .
тест 3. послушание. (реакция на принуждение)
щенка осторожно кладут на бок, подхватывая его рукой под грудь. щенок, оказавшийся в таком положении, своим поведением покажет, как он воспринимает физическое и социальное доминирование человека. щенок, имеющий склонность к доминированию, будет активно сопротивляться.
а - сразу и активно протестует, борется с рукой, выворачивается и кусает;
в - сразу и активно протестует, выскальзывает из-под руки тестирующего;
с - вначале протестует, потом успокаивается;
д - не протестует совсем, лижет руки;
е - лежит неподвижно, очень напуган.
тест 4. социальное доминирование.
щенка за холку переворачивают на спину. его поведение продемонстрирует реакцию на доминирование человека. щенок с выраженными задатками лидера скалится на руку, рычит и кусается. щенок с задатками независимого характера будет держаться совершенно споколно. щенка необходимо удерживать в таком положении до тех пор, пока не будет чётко определена манера его поведение:
а-борется, сопротивляется, кусается;
б-борется, сопротивляется;
с-двигается, лижет руки ;
д-вертится, чтобы лизнуть руки ;
е-замирает и ждёт .
тест 5. чувство собственного достоинства.
щенка берут снизу за живот скрещенными руками таким образом, чтобы он не мог видеть тестирующего, и удерживают в таком положении в течение 30 сек., определяя при этом манеру его поведения:
а-сопротивляется энергично, рычит, кусается;
в-сопротивляется энергично ;
с-сопротивляется, затем перестаёт, лижет руки ;
д-не сопротивляется совсем, лижет руки .
е- щенок перепуган , напряжен.
результаты теста
1. при результате 2 а и более вместе с несколькими в: считается, что такой щенок будет стараться главенствовать и всех подчинять себе. он может быть потенциально агрессивен и склонен кусать, если встретит резкое обращение со стороны человека или своих сородичей. такую собаку не рекомендуется брать в семью где есть маленькие дети или старики. для бульмастифа обладающего таким характером, необходима последовательность в дрессировке, спокойная обстановка и терпение. воспитывать подобных собак следует спокойно, без физических наказаний.
2. при результате 3 в и более: считается, что такая собака имеет склонность к спокойному, уверенному превосходству и лидерству. она будет иметь способность к дрессировке, выступлению на выставках. при верной выбранной стратегии воспитания собака станет преданным и послушным другом. с ним удобно и приятно находиться в любой обстановке – как в толпе так и дома на диване.
3. при результате 3 с и более: считается, что такая собака будет прекрасно адаптироваться к любым условиям. она послушна и прекрасно подходит для семьи где есть дети и старики. однако могут возникнуть проблемы с отработкой у собаки элементов самостоятельности. такая собака требует поощрения.
4. при результате 2 d и более, особенно с 1 или несколькими е: считается, что такая собака подвержена влиянию обстоятельств и склонна к подчинению, для уверенности ей необходим тесный, постоянный контакт с человеком, она нуждается в поощрениях; тактика воспитания должна быть основана на постоянном внимании к ней, любви и чуткости. такая собака, как правило, спокойна в семье, где воспитываются дети, но может кусать, если с ней плохо обращаются, в этом выражается её форма пассивной защиты
. 5. при результате 2 d и более в сочетании с е в разделе «социальное превосходство»: могут возникнуть трудности в процессе социализации, необходимо применение специальных методов дрессировки. если при тестировании такой щенок получит ещё оценку а или в, то он может иметь склонность нападать из страха особенно при наказании. если при тестировании щенок получил ещё и несколько с или 1 d, то такой щенок наверняка будет теряться в стрессовых ситуациях, с детьми будет неуравновешен. поведение его непредсказуемо. требует постоянного контроля. для выставочной карьеры непригоден.
6. при результате 2 е и более: собака будет трудно поддаваться дрессировке. воспитательные меры практически не будут оказывать никакого воздействия. может кусать из страха или в стрессовой ситуации. подобную собаку нельзя брать в семью, где есть дети. требует опытного подхода в дрессуре. для выставочной карьеры непригоден.
7. при сочетании противоположных качеств а и е: с возрастом будет обладать непредсказуемым характером. поведение собаки будет зависеть от слишком многих факторов. некоторая стабильность поведения будет наблюдаться только в привычных для неё условиях.
для более точного результата желательно повторить тестирование щенка в других условиях и только потом сделать окончательные выводы.
а - очень доминирующий тип
в - доминирующий тип
с - подчиняющийся тип
d - очень подчиняющийся тип
е - практически не воспитуемый тип.